Башҡортостан Республикаһы Учалы районы
муниципаль районы Учалы ҡала биләмәһенең
"Үҙәк ҡала китапханаһы"
муниципаль бюджет учереждениеһы
logo
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центральная городская библиотека»
городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, улица Горького, дом 4
тел. +7 (347-91) 6-42-02; e-mail: uch-kitap@yandex.ru

МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936) (Алексей Максимович Пешков)

Оказывается, не все знают, что Горький писал и для детей. По их просьбе. И рассказы писал, и сказки. История этих рассказов и сказок очень интересная. Необычная. Узнать её стоит. Вот я её сейчас и расскажу. От подземных толчков Мессине доставалось и прежде. Но сейчас город пострадал особенно сильно. Даже сильней, чем во время известного землетрясения 1783 года. Более половины жителей погибло. А раненых нельзя было и сосчитать. В эти дни неподалёку находился отряд русских кораблей. Они совершали учебное плавание по Средиземному морю. Они первыми поспешили на помощь уцелевшим мессинцам. Рискуя жизнью, доблестные матросы стали спасать людей из-под развалин. Делились с ними и хлебом и рубахой. А свои корабли превратили в плавучие лазареты. На утро в Мессину приехал Горький. Он жил в ту пору поблизости, на острове Капри. Работал там и лечился. Ужасная картина человеческих бедствий не могла оставить равнодушным великого русского человека Алексея Максимовича Пешкова, известного миру под именем Максима Горького. Взволновал его и героизм тех, кто помогал пострадавшим. И Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали присылать деньги и вещи. Многие добровольные пожертвования приходили в адрес Горького, на Капри.

И вот однажды писатель получил из России деньги и письмо, написанное детским почерком. Горький прочитал письмо. Неизвестные ему малыши из Баилова (так называлось предместье города Баку) писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги. писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».

Откуда же эти шалуны взяли деньги, немалую по тем временам сумму: около пятнадцати рублей? Они заработали их сами! Поставили спектакль, а билеты распродали взрослым. Детьми руководила Алиса Ивановна Радченко, хорошая, умная учительница: после революции она работала и дружила с Надеждой Константиновной Крупской.

В конверте была фотография двенадцати участников представления. Баиловцы просили: «Если можно, пусть он (Горький) ответит, что получил деньги».

Горький ответил. Написал ребятам трогательное, доброе письмо. В письме Горького была одна неточность: он написал, что посылает ребятам дюжину открыток, а сам послал шестнадцать.

В письме шестилетнего Феди говорилось: «У нас в школе есть 3 главных шалуна: Джефри, Боря и Федя. Притом я большой линтяй». Джефри написал ещё короче: «Я упал в бассейн. Ура!» И проиллюстрировал своё сообщение рисунком. А Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь,корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую. Я бы хотел тебя увидеть».

Вот письмо семилетней Эльзы: «Миленький Максимушка Горький. Спасибо за карточку. Как зовут вашего мальчика? Я была на представлениях козлёнком, макакой, гномиком и феей». И её подружки Лизы: «Дорогой Максим Горький. Вовсе нас не дюжина, а шестнадцать. И хорошо, что было шестнадцать открыток. Я на том спектакле была кроликом, а на этом буду княжной».

Дети прислали Горькому также рукописный журнал с рассказами и рисунками. Написала и Алиса Ивановна Радченко: «Вы нашим шалунам доставили большую радость своим письмом. Они очень гордятся тем, что даже взрослые люди с ними переписываются. А л и с а, руководительница шалунов, сама из той же породы».

Горький опять не оставил без ответа своих юных корреспондентов. Пожурил шестилетнего Федю, что вместо «лентяй» написал «линтяй». Вспоминал: «Я очень люблю играть с детьми, это старая моя привычка: маленький, лет десяти, я нянчил своего братишку. потом нянчил ещё двух ребят; и, наконец, когда мне было лет 20 – я собирал по праздникам ребятишек со всей улицы, на которой жил, и уходил с ними в лес на целый день, с утра до вечера. Это было славно, знаете ли! Детей собиралось до 60, они были маленькие, лет от четырёх и не старше десяти; бегая по лесу, они уставали и часто, бывало, не могли уже идти домой пешком. Ну, у меня для этого было сделано такое кресло, я привязывал его на спину и на плечи себе, в него садились уставшие, и я их превосходно тащил полем домой. Чудесно!»

Горький горячо благодарил детей за письма. Дети пришли в восторг от нового письма Горького.

Но самое интересное, что, растроганный добротой детей, Горький выполнил их просьбу: написал и про воробьишку, и про маленького рыболова. А в 1912 году оба рассказа – «невыдуманный» («Воробьишко») и «выдуманный» («Случай с Евсейкой») – опубликовал.

Как видите, иногда читатели сами подталкивают писателя к перу и к бумаге. А уж умения шутить и дружить с детьми Горькому было не занимать. Художник Ю. Анненков вспоминал, что ему было 11 лет, когда он впервые увидел Алексея Максимовича. Работал Горький обычно утром и в эти часы был невидим. После шумного завтрака, во время которого за столом было не менее пятнадцати человек, Горький спускался в сад. Любимый детьми и подростками, он затевал для них всевозможные игры. Его весёлая изобретательность была неисчерпаема. Играли в казаков-разбойников, в лапту. Ещё больше любил Горький костюмированные развлечения. Он рядился то в краснокожего, то в пирата, то в колдуна, то в лешего. То выворачивал пиджак наизнанку, прицеплял к костюму пёстрые деревянные ложки, еловые ветки, покрывал лицо ацтекской татуировкой. Он втыкал в свою трубку пучок брусники или букет земляники. Он изобретал забавные гримасы. Он заряжал ребячеством не только детей, но и взрослых. И все вместе гуськом гоняли вдоль комнат и коридоров. Когда к вечеру спадала жара, Горький приступал к излюбленной игре – в городки. Он бил размашисто и сильно, разбрасывая чурки. Он почти всегда выходил победителем. Он говорил: все люди немного дети, и в седобородом учёном сидит ребёнок.

Однажды в далёком городке маленький читатель взял в библиотеке повесть «Детство». Взял и. потерял. Потерять библиотечную книгу неприятно, стыдно. И в конце концов вот что придумал: написал в Москву автору книги – самому Горькому. И всё рассказал, как есть. И стал ждать, что будет. А через некоторое время из Москвы пришла бандероль. Мальчик сразу понял, что это от Горького. В бандероли лежали два экземпляра «Детства». Один в библиотеку, другой – мальчику.

Горький любил стихи. Он, говорят, начинал каждое утро со стихов, порой шуточных. Некоторые адресовались детям. Остроумные стихи об итальянской зиме послал Горький своему сыну. Известно также его стихотворное послание маленьким внучкам – Марфе и Дарье. Все свои рассказы и сказки Горький тоже «прослоил» шуточными стихами.

Маленький Пудик из рассказа «Воробьишко» не хотел слушаться родителей и чуть не попал кошке в лапы. Горький вовсе не бранит Пудика, а симпатизирует ему. На осуждающее мамино «что, что?» (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) птенец отвечает убедительно и не глупо: «Всему сразу не научишься!» Жаль только, что мама-воробьиха поплатилась за раннюю самостоятельность Пудика своим хвостом.

А про рыболова – «выдуманный» рассказ: Горький в точности выполнил просьбу ребёнка. Мальчик Евсейка чудесным образом попадает на морское дно, разговаривает с рыбами. Потом мы узнаём, что Евсею это приснилось.

Горький сделал для детей очень много хорошего. Основал первый советский журнал для детей – «Северное сияние». Принял активное участие в организации и работе первого в мире специального детского издательства. Написал немало статей и писем, призывал детей «всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким трудом». Учил жить дружно, учиться крепко, работать весело. Устраивал катки, ёлки. Поддерживал и поощрял многих детских писателей, писал про детскую литературу.

Одно из писем Горького ребятам заканчивается так: «Будьте здоровы и не ссорьтесь часто, эти ссоры, я вам скажу, ужасно мешают жить весело».

Те, кто читает сегодня его рассказы, сказки, стихи, адресованные детям, должны знать: это его подарки – за чуткость и отзывчивость.